Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Протоиерей Александр Соловьев — о лечении алкоголизма и духовной помощи

Протоиерей Александр Соловьев — священник в третьем поколении. Его дедушка был репрессированным священником, отец, ветеран Великой Отечественной войны, служил в храме в советские годы. Александр Соловьев стал врачом-психиатром и наркологом, но спустя годы медицинской практики тоже пришел в Церковь. Хотя пациентов своих не оставил — он по-прежнему помогает людям с алкогольной зависимостью.

— Батюшка, исповедуете? — довольно молодая женщина в черном то падает на колени перед крестом, то тихо сидит на лавочке в храме.

— Вы выпивали сегодня?

— Да.

— Я могу вас выслушать, но чуть позже. Вы немного подождите. А лучше приходите завтра. Трезвая.

Яркое пятно ноябрьского солнца пролилось из окна на одну из икон. О ее существовании ивановский священник Александр Соловьев, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Прибавление ума» Иваново-Вознесенской епархии, раньше и не знал.

— У меня друг есть. Он мой сокурсник-врач и антиквар. Однажды сказал мне, что есть икона «Покров трезвости». Говорю, что нет такой, а он утверждает, что есть. Я не поверил, но попросил сфотографировать, а потом заказал такую в наш храм, — рассказывает священник. — Мученик Вонифатий и преподобный Моисей Мурин держат главу Иоанна Крестителя. Оказалось, что в народе икона так и называется — «Покров трезвости». Тут у нас уголок тематический — о здоровье духовном и телесном.

В этом уголке можно увидеть и «Неупиваемую чашу», и другие иконы, о которых священник может рассказывать интересно и много.

Женщина, которая просится на исповедь, все еще сидит на лавочке. У священника на таких людей чуйка — запах алкоголя он улавливает моментально. Настоятель храма — нарколог. Порядка 20 лет он ведет частную практику.

— Никогда не берете на исповедь пьяного человека?

— Могу поговорить с ним, но что толку — разговаривать с пьяным? Ты вымотался, а он назавтра ничего не помнит. Ты словно головой бьешься о стенку, а толку нет.

Исповедь — это Таинство, осознанный процесс. Человек должен быть в ясном уме, понимать, что сам говорит, и слышать, что говорят ему. Что может вынести из беседы пьяный человек?

— Вы сказали той женщине приходить завтра трезвой. Что показывает практика — возвращаются потом они?

— Как правило, нет. Это пьяные слезы, пьяные истерики. Да, может, ей плохо, и принесла она с собой кучу грехов, сегодня покаялась, а завтра все забыла. Потому я обычно настаиваю приходить трезвым.

— Часто заходят нетрезвые в храм?

— Случается. Фунфурик из кармана торчит, может упасть в