Доброе слово

Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал в себе самом, поэтому отношение человека к ближнему есть верный показатель достигнутой им степени самопознания.

Преподобный Силуан Афонский

Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернет.

Священник Павел Флоренский

Что сделать, чтобы мой ребенок захотел учиться?

Пришла весна, и тысячи родителей заметались между «рейтинговыми» школами и родительскими форумами. Какая школа лучшая? Где работают лучшие учителя? Какая, наконец, достойна учить моего ребенка? А на сайтах, среди всего прочего, остро ставят вопрос: «А где социальная справедливость? Почему одним все — а другим ничего?» Что не так с тезисом «все равны», рассуждает Алексей Кузнецов, ведущий программы «Родительское собрание» радио «Эхо Москвы», почетный работник общего образования.
 

Российская система образования мечется между двумя крайностями: то «все равны», то «поддержим таланты». То мы сливаем уникальную матшколу с районным «образовательным учреждением», чтобы, по словам еще недавнего руководителя московского образования И. Калины, «какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами» (оценим умение мэтра солить огурцы по отдельной шкале, не будем сейчас этим заморачиваться). То мы создаем центр «Сириус», чтобы воспитывать уникальных детей по уникальным методикам.

Давайте понимать, что эти метания — они чиновные. Их задача — спокойно пересидеть и безбедно дожить до того благословенного часа, когда под начало выделят что-нибудь действительно стоящее.

Наша с вами задача — совсем другая.

Трудное умение хотеть

«Как сделать так, чтобы мой ребенок захотел учиться?» — этот вопрос на родительских форумах и в чатах лидирует с большим отрывом от второго места. На него можно отвечать сутки кряду — и так и не дать практического совета. А можно ответить коротко.

Вот только ответ далеко не всем понравится.

Как вообще сделать так, чтобы человек хотел? О чем-то (многом, на самом деле) позаботилась биологическая природа, и для здорового организма нет проблемы в том, чтобы захотеть есть или спать. Она же делает нас существами любопытными. Что это, продолжение инстинкта самосохранения или еще что-то, — сложный вопрос; но любопытство в нас есть, нам интересно узнавать. Да вот только между «интересно узнавать» и «интересно учиться» — «дистанция огромного размера».

«Учиться» означает получать систему знаний, умений и навыков — в одном ли предмете, по десятку ли, в любом случае — систему. А в ней наряду с интересными, увлекательными сюжетами и разделами почти наверняка встретятся скучные. Более того, в еще худшем варианте интересные могут вообще не встретиться. Поэтому ответ будет такой: в идеале нужно найти школу, которая максимально соответствовала бы образовательным потребностям ребенка. Не вашим, уважаемые родители, не государства — ребенка.

Нет, автор не с луны свалился. Да, он в курсе. Он понимает. Нет-нет, он сам всем этим был: и учеником, и учителем, и родителем. И