Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Возможна ли христианская жизнь без постов

Человек может проснуться утром и сказать себе: «Сегодня Христос был распят. Накладываю на себя пост, ведь это мы Его предали». Тогда этой ритмичной и регулярной аскезы хватает для того, чтобы удержать себя от многого, главным образом это позволяет держать свою душу в христианском устроении. Как относиться к многодневным постам и что делать, если молишься будто в бетонную стену?
 
Как относиться к многодневным постам и что делать, если молишься будто в бетонную стену?
 
 Не бывает христианства без аскезы
 – За последние тридцать лет изменились ли у верующих ожидания от поста?
 

– C начала девяностых отношение изменилось очень сильно. Тогда Церковь в основном состояла из неофитов. В приходе их могло быть до 95 процентов. Постижение христианского вероучения, устроение церковной жизни, устав поста – общие для нас всех тогда вопросы. Потом наступил второй этап религиозного взросления. Всем стало очевидно, что пост – лишь инструмент, который не может быть ни смыслом церковной жизни, ни ценным сам по себе.

Один древний святой говорил: «Когда вы приходите на рынок, торговцы не хвастаются тем, насколько удобны и остры их инструменты. Торговцы показывают товар, пытаясь его сбыть. Так и Господу совершенно не интересны наши посты». Другой святой сравнивал пост со строительными лесами, в которых есть ценность, только если созидается само здание.

Пост – это инструмент. Используем мы его с одной целью: в попытке приблизиться к Богу.

Мы так часто напоминали об этом, что многие стали относиться к телесному посту с пренебрежением, поститься от случая к случаю, кто-то вообще перестал соблюдать посты. Понятно, не телесное воздержание является целью христианской жизни. Важно понять, что устав поста может сильно варьироваться, но сам по себе остается принципом, который никто и никогда у христиан отнять не сможет.

Да, мы живем в совершенно другом климате и ритме, чем те люди, в основном монахи, которые составляли устав поста. Это в Греции высунул руку с палкой из окна, воткнул ее в землю, через полгода собирай оливки. В России это невозможно, как и многое другое. Об этом столько сказано, что возвращаться к этому не имеет смысла. Но мы стали забывать, что христианство в принципе аскетично.

Телесная аскеза – основа, на которой строится вся волевая конструкция христианской жизни.
 

Мне кажется, что «возлюбить Господа всей крепостью своею» (Мк. 12:30) – это как раз о свидетельстве своей любви к Богу собственной волей. Но как без постов ее сделать твердой? Не бывает христианства без аскезы, разве только если человек сильно болен, когда