Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Если вас обидели в храме...

Почти у каждого человека, только приходящего в храм и нащупывающего свой путь к Богу, бывают искушения от грубых сотрудников храма, холодности и безразличия священников. И очень часто встречаются горькие слова: «Больше я в храм не пойду». Ситуации бывают разные. Хорошо, если дело происходит в городе, где храмов много и человек, обидевшись на клир одного храма, выбирает себе приход по душе. Страшно, когда этот храм единственный или когда первое недопонимание становится роковым и последним посещением церкви.


С болью об этом говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Мне приходилось разговаривать с людьми, которые всю свою веру потеряли только оттого, что, первый раз войдя в храм, они встретились с грубостью, злобой, раздражительностью. Я вам приведу такой пример: если падает напряжение в электросети, то сила света теряется, она становится меньше; каждый это явление переживал в той или иной мере, особенно в провинции, где не так хорошо обеспечено население энергоснабжением. А когда лампочка начинает гореть вполсилы, в четверть силы, какую-то работу можно совершать – ну, можно, например, пол мыть в это время, можно, наверное, перетаскивать какие-то тяжести.
А вот там, где нужна острота зрения, невозможно работать, когда вполнакала горит лампочка. Этот же образ применим и к жизни священника. У нас с вами такая работа и такое служение (речь была обращена к выпускникам Сретенской Духовной семинарии), которое нельзя делать вполнакала. Потому что вполнакала – это почти что гарантированный неуспех наших трудов. Люди всегда почувствуют полнакала, даже если не смогут сформулировать какую-то критику в адрес священника, будут носить в глубине своего сердца это несогласие с его образом жизни, с его подходом к церковному служению». .
Митрополит Волоколамский Иларион: 
- Я бы хотел прежде всего принести извинения таким людям за всех тех, кто у нас в храмах ведут себя не так, как должно.
К сожалению, у нас до сих пор нет культуры общения с людьми, случайно вошедшими в храм. У нас некоторые прихожане или прихожанки, особенно из числа старшего поколения, воспринимают себя в Церкви как хозяева. И вот заходит молодой человек или, чаще, девушка (особенно если она зайдет в брюках или без платка) и вместо того, чтобы сказать ей какое-то доброе и ласковое слово, они набрасываются на нее и начинают осуждать за то, что она не так одета, не так выглядит, у нее губы накрашены. И иногда это сопровождается грубостью, неприязнью.
Я думаю, что это абсолютно недопустимое поведение. Мы в Церкви не хозяева. Хозяин в Церкви Бог. Мы все приходим в Церковь, потому что нам нужна Церковь. И если человек зашел с улицы, и он не так одет или не там встал, то не на это надо обращать внимание. А обращать внимание надо на то, что человек пришел к Богу. Если человек пришел к Богу, значит, что-то его привело: или жизненные испытания, или потеря близкого человека, или просто любопытство.
Мы должны всякому человеку открыть двери в Церковь. А это значит, что мы должны всякого встречать приветливо, с любовью, и не смотреть, во что он одет, а смотреть, что у человека на сердце.
Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви
- Я думаю, что каждый человек имеет право на выбор. Если нанесена обида, то он вправе и воздержаться от активного взаимоотношения с батюшкой.
Но нужно помнить всегда об одном, что мы идем не к батюшке, мы идем к Богу. А Господь — неизменен. Господь нас в храме всегда примет такими, какими мы есть, вне зависимости от наших настроений и наших искушений. Важно идти к Богу, а не к конкретному священнику.
Помните притчу об осле, на котором Господь въезжал в Иерусалим? Когда Христос ехал на осле, осел восторгался: «Ну надо же, тут пальмовые ветви, одежды бросают, я, значит, такой значимый». Но Господь с него сошел. Осел прошел несколько шагов, и тут вышел мужик и оглоблей его огреб.
Об этом священник должен помнить, что без Христа мы немного из себя представляем. Мирянам я бы хотел пожелать, чтобы они не впадали в искушение, когда образ пастыря искажает образ Христа.
Протодиакон Андрей Кураев:
Могу сказать только «простите и потерпите». И предостеречь: тот, кто испугался наших бабушек, уж точно струсит перед антихристом.

источник www.pravoslavie.ru
подбор материала, редакция и публикация Анна Ушацкая