Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Если не можешь идти к Спасению — ползи

Что делать, если хочешь исповедоваться, а в душе только страх и ненависть от происходящего? Как побороть это чувство и есть ли шанс на прощение — священник Стахий Колотвин.
 

Господь сказал: «Царство Мое не от мира сего». Есть другая очень важная фраза Спасителя: «Царствие небесное внутри вас есть». Вот на пересечении двух этих точек координат, которые задает нам наш Господь Иисус Христос, мы видим, как в каждом человеке совмещается смертная страстная природа и мир совершенный, мир духовный. Мир, который неподвластен законам материального мира.

Очень тяжело находиться в двойном подчинении. Как Господь говорит, невозможно работать на двух господ. Все равно одному будешь как-то с пренебрежением служить, а другому угождать, или наоборот.

Поэтому у христианина, который находится в условиях закона мира сего, есть вечная проблема. Под законами имеется в виду не Уголовный кодекс, не какие-либо нормативные акты. А то, что есть мир, лежащий во зле, есть грех, который вокруг торжествует. И есть мир совершенный небесный, в котором должна быть запечатлена наша душа.

Мы постоянно находимся в состоянии выбора — в какую сторону качнуться.

И совершенно нормально, что какие-то окружающие внешние события вызывают у нас естественную реакцию нашего тела, нашей нервной системы, которая испытывает стресс, раздражение. А поскольку душа от тела не отделена, то она начинает через эти внешние раздражители наполняться теми или иными страстями.

И абсолютно естественно, что наша душа, если она христианская, стремится к Богу, имея разум и помогая ему, хочет покаяться.
 

Господь говорит: «Придите ко мне все труждающиеся и обременные, и Я дам вам покой».

Исповедь, покаяние — это перемена ума. Если человек — христианин, если он понимает, что у него есть осознанные эмоции, есть страсти, которые гнездятся в его душе, и он не может с ними справиться, при этом он понимает, что это ненормально — им подчиняться, то уже полдела сделано.

В таком состоянии уже можно прийти на исповедь. И как говорили слепцы в Иерихоне: «Господи, верю, помоги моему неверию». Можно подойти к Господу и сказать: «Господи, каюсь, помоги моему нераскаянию. Помоги в том, что свою страсть я не готов отпустить. Что я уже нахожусь под ее подпорками, она уже может рухнуть и рассыпаться под Твоим Божественным светом. Но из-за подпорок, внешних, страшных событий ей это не удается. Господи, на Тебя только одна надежда».

Да, конечно, есть важное соображение, и многократно об этом говорили священники, и я тоже не исключение, что исповедь — это свидетельство уже совершенного некоторого раскаяния. Но человек может стать целомудренным и совершенным только в Царствии Небесном. Пока мы здесь, на земле, природа наша разделена грехом.

И поэтому нам приходится смиряться с этой ситуацией: разум помогает нам в том, что нужно каяться, а чувства мешают. Или наоборот, разум говорит: «Ой, тут нужно как-то разозлиться, тут нужно ненавидеть». А чувства все равно горят любовью и все это преодолевают.

Мы — люди разного склада, кто-то больше человек ума, кто-то больше человек чувств.
 

Но если человек хромает на одну ногу, то он может идти, наступая на вторую. Если вторая захромала — на первую больше вес переносится. Проблема возникает, когда хромаешь на обе ноги. Но если ты не можешь идти ко Спасению из-за того, что отказали ноги, то нужно хотя бы к нему ползти.

И самое главное — надо помнить, что спасаемся не мы, а спасает Христос. И если мы все равно к Нему придем и попросим, чтобы Духом Святым Он нам помог, то Господь это обязательно сделает.

Подбор материала Ксения Айсина pravmir.ru