Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Проповедь о. Сергия на Праздник Сретения Господня 15.02.2012

Дорогие братья и сестры!
Поздравляю всех с праздником Сретения Господня!

Сретение означает «встреча», но мы подразумеваем не только встречу с Господом. Есть и более глубокий смысл. Святые отцы говорят нам о встрече Ветхого Завета с Новым. В сегодняшнем Евангелии мы слышим слова, что новые свидетели Божественной сущности младенца открывают миру о приходе Мессии. Мы знаем, что о Рождестве Христовом говорят волхвы с Востока и преклоняют свои колена наряду с вифлеемскими пастухами.

Сегодняшнее евангельское событие Сретение повествует нам, что еще новых два свидетеля появляется у Богомладенца – праведный старец Симеон и пророчица Анна. Евангелист Лука повествует нам следующее: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.» (Лк 2, 22-24). То есть по закону, Мария вместе со своим обручником Иосифом пришла в Иерусалимский храм для того, чтобы принести жертву, прописанную в Законе Моисея. В Ветхом Завете был закон повелевающий женщине после 40 дня от родов прийти в храм, принести жертвы Господу и, если это первенец, посвятить его Богу.

Христос как Бог и как законодатель исполняет Свой Закон во всем. Святое семейство приходит в храм для благодарственной жертвы Богу. В этот момент праведный Симеон, ведомый Духом Святым, приходит в Иерусалимский храм, берет в руки младенца и говорит: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». (Лк 2, 29-32). Из святого предания мы знаем, что старцу Симеону Дух Святый открыл, что он не умрет, пока не увидит обетованного Мессию, Спасителя рода человеческого, которого ждали к тому моменту около 5 с половиной тысяч лет.

Существует предание, что царь Птоломей собрал в Александрии свою известную на весь мир библиотеку. Она, казалось, вмещала в себя весь ум человечества на тот момент. Но едного не хватало ей. Не было главного сокровища, переданного людям от Бога – Библейских книг Ветхого завета (их насчитывается около 50). Этот царь попросил иудейских первосвященников выделить ему толкователей священных книг, чтобы они смогли перевести весь Завет на древнегреческий язык. Существует предание, что 70 толковников трудились над переводом Божественных писаний. Среди них был и ныне упоминаемый, тогда еще молодой, Симеон. И когда Симеон сталкивается со словами «се дева во чреве приимет и родит сына и наречет имя ему Еммануил» его разум отказался воспринять написанное. Как дева (девственница) может зачать и родить? Наверное, это ошибка. Он хотел соскоблить эти слова из первоисточника ножом и в переводе написать вместо «дева» - «жена», как вдруг появился грозный ангел взял его за руку и сказал: «Не умрешь ты до тех пор, пока не увидишь все это своими глазами».

И вот проходят долгие годы (по преданию старец прожил долгие 360 (!) лет) и он берет на руки младенца Христа и говорит: «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко» (Лк 2, 29). Теперь представьте, сколько радости и успокоения в этих словах! Ведь Симеон был уже настолько стар, терпел все муки дряхлого человеческого тела, но по предсказанию свыше умереть не мог! И вот его глаза увидели «Спасение Израилево»! Это был самый счастливый день его жизни! Потом старец говорит: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк 2, 34) – «язык» со славянского переводится как «народ», то есть Симеон предвидит, что благодаря этому младенцу многие народы падут. А мы знаем из истории, что израильский народ после предания Христа всего через 70 лет подвергся жестокому избиению, истреблению и рассеиванию по всей земле. «Покорение всех языков» - это будущее распространение христианства по всему миру. После крестной смерти Спасителя 300 лет за Христа текла мученическая кровь, которая в конце концов стала крепким фундаментом для дальнейшего распространения христианской религии. И уже после 300-го года она становится доминирующей во всей вселенной.

Дух Святой просвещает Симеона, и он, обратившись к Пресвятой Деве говорит: «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк ,35). Этими словами Симеон говорит, что Богородица по человеческой природе познает самые страшные и тяжелые страдания. Что может быть выше тех чувств, что пережила Царица Небесная, когда стояла у креста и видела позорную казнь и смерть своего Создателя и Сына одновременно. Это непостижимое страдание не умещается в человеческом уме. Пресвятая Дева достигла наивысшей святости не только среди людей, но она даже выше всех ангелов, выше Херувимов и Серафимов, молящихся у престола Божия. Она и по рождестве Богомладенца была Чистейшая и Светлейшая, но после неимоверно тяжелых страданий крестной смерти Спасителя была вознесена Господом на недосягаемую даже ангелам высоту святости. Страдания очищают наше человеческое греховное естество, так учит нас Святая Церковь. Богородица же, которой не требовалось очищение от греховных ран, претерпев тяжелейшие крестные страдания Сына своего и Бога, превознеслась над всеми человеками и силами бесплотными.

Сегодняшнее Евангелие повествует также о том, что был еще один свидетель прихода Мессии на землю. Это Анна Пророчица, которая прожив 7 лет в супружестве, после смерти мужа постом и молитвой трудилась в храме все последующие годы. На тот момент ей минуло 84 года. Дух Святой просвещал ее, она стала прозорливой. И она, также как и Симеон, засвидетельствовала сущность младенца. Что он и есть обетованный Мессия!

Недаром святая Церковь предлагает нам сегодня на Богослужении чтение Евангелия от Луки. Этот апостол был, пожалуй, самым близким к Матери Божией. Далее Лука повествует, что «младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк 2, 40). Также мы знаем, что 12-летним отроком он был в Иерусалимском храме, когда впервые поучал первосвященников. Вот это и есть те небольшие достоверные знания о детстве Христа. Остерегайтесь, когда вы услышите какие-то новые данные о детстве и отрочестве Христа. Многие конфессии начинают придумывать, что Иисус Христос учился в Египте, Индии – все это выдумка и бред. Зачем Богу чему-то учиться? Надо полагать, что всему человеческому познанию о мире Его учила Пресвятая Матерь, которая сама с 3-х лет обучалась при Иерусалимском храме и была воспитана самими ангелами с неба. А по Божественной сущности, Иисус Христос, конечно, ни в каком образовании не нуждался.

Если мы будем говорить о нас с вами, о наших днях, то будем думать о нашей встрече с Господом. О встрече с Господом Иисусом Христом конкретной души на каждой Божественной Литургии. Это наша встреча с Богом лицом к лицу. Мы можем не просто встречаться с ним, но принимать его внутрь себя! Мы можем быть в Боге и Бог будет внутри нас в Таинстве Причастия! Я неустанно говорю вам, дорогие братья и сестры, что человеку невозможно спастись вне Церкви. Спастись, может, и возможно, потому что Бог спасает. Но правильное духовное воспитание человек не может получить вне Церкви. Церковь – это не храм, это живой организм, в котором действует Святой Дух. Христос сам, когда возносился на небо, сказал нам, что пошлет нам утешителя, Духа Истины. И этот Дух Святой ниспослан нам Богом и действует Он в Церкви, действует в Таинствах. На Литургии мы участвуем в самом главном Таинстве на земле – в Евхаристии. На Литургии мы вспоминаем всю жизнь Христа. Ведь каждое движение, каждый момент Литургии очень символичен. Например, рождение – это когда агнец находится на жертвеннике и до самого вознесения, когда священник выходит на амвон после причастия и говорит «Вознесыйся на небеса». Мы просвещаемся исторически и очищаемся мистически самого Тела и Крови Спаса Иисуса Христа!

Человек не может вне таинства Причастия изменить себя, свою падшую греховную природу. Для нас грех – это болезнь. Церковь – это больница. И невозможно человеку не приходить к врачам и выздороветь. Так и в духовном плане, человеку без помощи Духа Святаго ничего невозможно достичь. Поэтому призываю вас, ходите чаще в храм Божий, ходите на Литургию. Только здесь человек может приобрести истинное здоровье, правильное понимание своей духовной жизни, мир души. Все что потребно вам просите в храме Божием.

Мы знаем, что во время Евхаристии все ангелы небесные, великие святые стоят в алтаре и молятся вместе с нами. В момент пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову огонь сходит с небес на престол. Многие величайшие святые засвидетельствовали это. Они реально видели это величайшее Таинство своими духовными очами. Мы знаем описание схождения огня во время Евхаристии Василия Великого и Иоанна Златоуста. Помните, что когда открываются Царские Врата этот невидимый огонь сходит на всех стоящих в храме. Даже если человек ничего не понимает во время богослужения, если он делает только первые шаги к Богу и Церкви, этот огонь, как величайшая святыня с неба, сходит на каждого из нас и попаляет все наше греховное существо. Запомните, как важно быть на Литургии! Господь сам начинает очищать и просвещать вас. Человек сам не замечая, начинает духовно расти. Призываю вас стоять тихо и благоговейно во время Евхаристического Канона, чтобы быть достойными той благодати, которой нас удостаивает Господь. В этот момент, когда открыты небеса, наша молитва особенно благоприятна и может быть более услышана Господом. Поэтому не бойтесь просить всего насущного для вашей жизни. Конечно, в первую очередь, мы должны думать о духовном, а потом уже о телесном. Ведь в молитве «Отче наш» мы так и просим «хлеб наш насущный даждь нам днесь», то есть просим все необходимое для нас на настоящий момент. Но мы должны не только просить у Господа, но и отдавать что-то. Это наше сердце, полное благодарности своему Создателю. Господь сам знает, кому и что нужно, в какой момент. Поэтому мы должны всегда с благодарностью принимать то, что имеем и не отчаиваться, если просимое еще Господом не дано. Церковь дает нам все необходимые средства для достижения святости, обожения себя. В Таинстве Исповеди мы омываемся, как в духовной бане покаяния, а в Таинстве Причастия мы получаем силы и Божественную помощь. Человек начинает духовно расти. Для понимания духовного мы должны всегда брать сравнение из повседневной жизни. Как не может младенец моментально встать взрослым, так и человек не может в духовном плане сразу стать совершенным. Человек растет и избавляется от своих грехов и страстей постепенно.

От года в год. Десятки лет человек должен молиться, трудиться, заниматься богомыслием, размышлять о духовной жизни. Только таким способом человек приобретает самый ценный дар от Господа – Дар рассуждения! Заметьте – рассуждения! А не чудотворения!!! И первый признак, что вас посещает божественная благодать – это видение своих грехов. До тех пор, пока человек не видит своих грехов, он слеп. Когда он начинает прозревать, он начинает видеть свое несовершенство и греховную сущность. Чем ближе человек начинает приближаться к Богу, тем четче он начинает видеть свои греховные язвы, немощи, недостатки. Тем более человек начинает осуждать себя, и не видит грехов ближнего своего. Как, например, человек в грязной одежде не замечает этого, пока он находится в темноте. Но если он выйдет на свет, то он увидит все ее пятна и грязь. Так же происходит при приближении человека к Богу. Только так можно взращивать в себе любовь, целомудрие, воздержание. Человек начинает стяжать Дух Святой внутри себя. Человек полностью изменяется. С ним хочется порой просто посидеть рядом, все мы начинаем чувствовать этот мир внутри него. Он разливается на всех. Так достигается благодать Господа!

Я желаю всем нам стремиться к этой встрече с Господом. А когда эта встреча происходит, удерживать ее в себе как можно дольше. Постоянно стремиться к этому состоянию. Так и говорит апостол Павел «Любовь всех нас объединит!»

Поздравляю всех с Праздником! Храни вас Господь!