Видеотрансляция богослужений

Доброе слово

Не возвеличивай себя прежде искушения, потому что постигшее искушение нередко пристыживает с виду стоявших твердо. Преподобный Ефрем Сирин

Ты живи проще – как малое дитя. Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай – будь как ребенок. Господь все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием!

Схиархимандрит Агапий (Агапов)

«Читай сам, большой уже!» Для чего читать вслух подросткам

Малышам вслух читают почти все – это норма, естественное положение вещей. Но вот малыш начинает подрастать, учится читать сам, идет в школу, и лет в восемь-девять может услышать: «Все, читай сам, большой уже!»

Казалось бы, для чего читать вслух подростку? Оказывается, иногда это бывает необходимо. Почему – отвечают педагог, психолог и писатели, которые пишут для подростков. 

У ребенка есть право не дочитывать книгу

Ирина Лукьянова, писатель, педагог

Ирина Лукьянова

Так получилось, что мой старший ребенок, дочка, не очень хорошо читала. У нее были трудности с распознаванием зрительной информации, и чтение для нее довольно долго было мучением. Поэтому я ей сама читала вслух. Она спрашивала: «Мама, почему, когда я сама читаю, мне не интересно, а когда ты мне читаешь, мне интересно?» 

На этот вопрос у меня есть ответ: когда ребенок читает сам, а чтение еще не автоматизировалось, много усилий уходит просто на понимание – на удовольствие сил уже не остается. Чтение – это очень сложный процесс: сначала надо прочитать и узнать буквы, буквы отождествить с каким-то звучанием, составить из этих букв слова, понять их значение, соединить все слова друг с другом и составить из них предложения, из которых уже извлекается некий смысл. Если у ребенка на каком-то из этих этапов есть затруднения, то ему невероятно тяжело добраться до того этапа, когда он начинает за этим частоколом букв видеть живую картинку, говорящих персонажей.

А чтение вслух дает возможность быстро воспринять и понять текст: если у человека все в порядке со слуховым восприятием, то он не тратит свои силы на эту дешифровку информации. Для людей, изучающих детское чтение, уже давным-давно не секрет, что ребенок может понять гораздо более сложные книги, чем способен прочитать сам. Первоклассник начинает читать с «Мама мыла раму» – но это далеко не предел его умственных способностей. Вслух детям можно прочитать более сложные для чтения – и более адекватные для их возраста тексты, чем те, которые им предлагаются для самостоятельного чтения. 

В работе американских исследователей я читала, что чтение полностью автоматизируется к 13 годам. Поэтому вряд ли стоит говорить ребенку: «Да ты уже здоровый парень, тебе 8 лет, читай сам. Ты же умеешь». Чтение может пока быть для него